среда, 6 апреля 2011 г.

Как засветиться в новостях (делаем пресс-релиз)


В последнее время периодически даю друзьям и знакомым советы, как опубликовать свою новость или инфу о событие в СМИ. Нисколько не считаю себя большим спецом в области пиара и журналистики, однако имею небольшой опыт как работы как в службе новостей, так и организации нескольких мероприятий, о которых кидал инфу в медиа. Зная, как обстоят дела у тех,  кто новости создает и тех, кто является их участников, я порой помогаю вторым лучше общаться с первыми. Собственно создавая этот текст, я ставил цель поделиться своим субъективным опытом с теми, кому это моет быть полезным. Желание создать  подобный пост возникло уже давно. Но руки дошли только сейчас. Надеюсь, информация, изложенная здесь, кому-то поможет добиться желаемых результатов. Ну что ж, начнем с обозначения некоторых вещей

Событие

Событием или новостью, интересной для СМИ, является информация, новая по своей сути, значимая  или как минимум необычная. Здесь можно вспомнить классическое определение Дэвида Рэндела, что "новость это когда не собака укусила человека, а человек собаку". Т.е. переложение на наши реалии в СМИ публикуют информацию представляющую интерес для широкого круга людей. Если вы хотите  засветится в СМИ, то вам нужно обладать такой информацией. В прессу не попадет новость про открытие очередного ларька, но попадет инфа по открытие нового ТРК или про новый супермаркет с продавцами в костюмах гномов. Мало кто заинтересуется поездкой в детский дом, но всем будет интересно, что в дет. дом отправились аниматоры, учить детей рисовать мультфильмы. Никто не обратит внимания на посещение волонтерами ветеранов накануне 9 мая, но все заинтересуются ветеранским брейкдансом или чтением рэпа. С другой стороны в городе происходит довольно много интересных событий (например, фестиваль психологов), про которые СМИ ничего не знают или узнают случайно. Отсюда напрашивается вывод: если вы хотите заявить о своем событие или мероприятие - вам нужно создать что-то уникальное. Сделать это не так трудно - достаточно лишь захотеть выделиться на общем фоне. Придумайте, чем и как можно отличиться: это могут быть бесплатные услуги, нестандартная подача,  абсолютно новые возможности, уникальные и редкие вещи, общественно-значимые процессы, а может просто какое-нибудь крупное явление. А если у вас уже есть что-то уникальное - то смело обращайтесь в СМИ. Если нет, потратьте пару часов на поиск креативных идей.



Что касается доступности публикации в СМИ, то нужно выделить несколько типов прессы и описать каждый из них:

1)  Интернет-СМИ - на сегодня самая молодая часть отрасли. Они активно завоевывают позиции на рынке.  Основная аудитория работающая молодежь и средний возраст, люди с доходами  средними и выше среднего. В электронные СМИ попасть не так  трудно. Если уже есть  действительно интересное событие и вы связались с изданием, то, скорее всего, о вас напишут. Ваша задача  - сообщить что-то реально значимое и сделать это в доступной для журналистов форме.

2) Труднее будет, если вы хотите попасть на страницы печатных изданий. Их аудитория - старше поколение, бизнес-круги ,  женщины.  Если у вас некоммерческое мероприятие, выделяющееся на общем фоне, то вам потребуется убедить новостника в его значимости. Если мероприятие коммерческого плана, то убедить будет гораздо сложнее и очень вероятно, что новость выйдет без упоминание бренда или названия фирмы.

3) Совсем плохо с теле- и радио- станциями. Здесь аудитория размыта, но она самая массовая (!)  Даже если вы альтруист, вам долго придется убеждать в этом службу новостей,  также,  как и доказывать интересность сообщаемой новости. А уж если ваше событие имеет коммерческую составляющую - вам откажут или потребуют денег (как случилось с одним из мох ЖЖ-френдов, решившим разместить реально интересную новость).

В любом случае, если вы обладает интересной новостью можно сообщить  во все издания знакомые, наверняка,  кто-то вами заинтересуется.  Главное иметь реально интересную новость или события, а не что-то банальное и каждодневное.

Издания

Если такая информация есть, то можно пройтись по списку редакций.  Найти его можно, набрав в поисковике слова «СМИ» + «справочник» и название вашего города. Там будут номера телефонов и возможно электронные адреса редакций, куда можно скинуть пресс-релиз. Если вы регулярно генерируете инфоповоды, то лучше обзавестись своим списком (допустим создав его в Ворде или Экселе). Не забывайте о федеральных изданиях. Возможность  попасть туда не большая, но вполне вероятная.

Часто встает вопрос, что эффективней звонить и проговаривать новость вслух или скидывать ее пресс-релизом  (по электронке или факсу)?  На мой взгляд - грамотное сочетание того и другого. Обычно новостник должен сделать в день десятки (а то и больше) звонков, перерыть сотни мегабайтов информации в интернете, отсмотреть,  что разместили конкуренты по ТВ, на радио, в Сети или печатных изданиях, тщательно изучить  содержание форумов и соц. сетей. И в этом бедламе найти ту информацию, которая актуальна, значима и полезна для широкой аудитории! Поверти, это адский труд, к тому же и ежедневный.  Не стоит отягощать журналиста лишней информацией, рассказывая в подробностях все ваши гениальные задумки или детали свершений. За вас это и так сделают сумасшедшие бабушки кошатницы, одинокие старые девы, сутяги-неудачники, дышащие в трубку молчуны, непризнанные гении и просто, дебилы, звонящие узнать результат последнего спортивного матча. Облегчите жизнь свою и репортера. Обзаведясь контактом редакции, выясните, кто конкретно занимается производством новостей. Связавшись с репортером, представьтесь, в двух словах расскажите о сути информации и предложите отправить пресс-релиз. Последний, по-моему, необходим. Если у вас очень интересная новость, то репортер предложит перезвонить или сразу разузнает подробности. Но часто по вышеописанным причинам у работника СМИ просто физически не хватает времени на долгие вопросы и нет возможности. Поэтому обязательно предложите отправить свой пресс-релиз. Часто бывает, что репортер знакомится с ним через некоторое время и осознает, что информация в нем довольно интересна. (Пресс-релиз можно отправить по факсу, электронной почте, передать с курьером или завести в редакцию лично (заранее это обговорив).)

Пресс-релиз

Это короткий текст, содержащий ключевую информацию о вашем событии или новости. Если говорить коротко, то он отвечать на вопросы: Кто? Что? Где? Кода? Как? Сколько? Зачем (Почему)? Для кого? Итоги? Пресс- релиз может описывать будущее событие, происходящее сейчас или уже состоявшееся (это нужно указать в тексте).  Думаю,  что подробные правила написания вам всегда предоставит Гугл, а я немного расскажу, как ИМХО он должен выглядеть.

Прежде всего, не поленитесь написать текущее число, ваше полное имя и должность (если она есть). Далее в заголовке (можно его выделить) кратко опишите суть события. Не стоит придумывать громкий заголовок - важнее передать суть происходящего. Далее, используя  приведенные выше вопросы, кратко и лаконично опишите, что вы хотите сообщить. Не забывайте имена и названия организаторов, точное время и место, уникальные подробности вашего события, интересных персон или предметы, которые с ним связаны. Делайте упор на уникальных подробностях.  И не забывайте, что краткость сестра таланта! Не стоит писать литературные опусы (как этот текст J ), их все равно никто не оценит. Лучше сосредоточитесь на главном, важном и интересном.  Используйте журналистский прием «перевернутая пирамида», когда самая важная информация сосредоточенна в начале текста. Это повысит его шансы на публикацию в СМИ.

Стандартная последовательность разделов в пресс-релизе выглядит примерно так:

1. Заголовок (должен быть емким и понятным,  отражать суть события, не стоит его делать длиннее 70-ти символов) ;

2. Лид - краткое изложение новости или события (он должен содержать не больше нескольких предложений).  Часто, кроме описания, в нем присутствует дата и место, где состоялась новость.  Сюда же можно включить наиболее важные подробности события, цитаты и разъяснения;

3. Практическая информация о месте и времени события, об условиях аккредитации, а также контактная   информация.   Здесь уже подробнее пишем о нашей новости, указывая детали/особенности. Можно указать пару например на подробное описание вашего продукта или скриншоты.;

Если у вас есть фото или видео по теме, то можно прикрепить их к сообщению (главное, чтобы был небольшой размер)

4. Можно добавить также BACKGROUNDER (историю, миссию организации, обороты компании, масштаб ее деятельности и т.д.);  

5. В конце обязательно укажите ваши контакты (электронку, телефон, адрес).  В контактную информацию необходимо включить имена, номера контактных телефонов (больше чем один мобильный телефон), факса, адреса электронной почты людей, к которым можно обратиться по вопросам связанным с данным релизом. В список должен быть внесен больше чем один контакт. Необходимо, чтобы все указанные в контактах адреса и телефоны были доступными. Будьте готовы, что с вами могут связаться.

 Несколько полезных советов по содержанию:

Новость должна быть интересной(!). Попробуйте придать ей оригинальность. Все, что выходит за рамки обыденного, привлекает внимание. Необычная постановка проблемы, интересный ракурс — и шанс, что новость заметят, сильно возрастает;
Сообщение должно быть легким для редактирования. Короткие, хорошо структурированные предложения облегчат процесс внесения правок и удержат редакторов от изменений в тексте. Необходимо избегать технического языка и объяснять сокращения. Необходимо излагать факты, а не эмоции. В случае публикации статистических данных необходимо их объяснение;
Пресс-релиз должен быть адресным. Не стоит отправлять в Ростовскую редакцию новость о соревнование анапских шахматистов, а изданию по экономике слать отчет о прошедшем субботнике. Лучше четко определить круг изданий, которым будет интересна ваша тема, далее обзвонить их и узнать, "кто у них занимается образованием / птичками / проблемами тяжелой промышленности", получить электронный адрес или факс этих журналистов. ;
Общий размер пресс-релиза должен по возможности составлять не более 1000 - 5000 символов.  Не стоит несколько раз повторять одни и те же мысли/тезисы;
Пресс-релизы должны быть свежими. Максимальный срок оправки через день после события. Но по возможности он должен быть отправлен в день события или раньше. Информацию о предстоящих новостях или событиях, желательно отправлять за неделю до запланированного события для еженедельных изданий и за несколько дней  для ежедневных;
Обязательно избегайте употребления местоимений я, ты, вы, мы, они и т.д. Пишите от третьего лица, упоминая название компаний, организаций и персон. Исключениями этого правила можно назвать цитаты, которые вы можете использовать в пресс-релизах.  Не злоупотребляйте  эпитетами «лучший», «выдающийся», «гуру» и т.п.  Не злоупотребляйте спец-терминами. Больше реальных фактов и цифр!;
Не стоит делать из текста рекламное сообщение. Помните, что ваша цель это сообщить о своей новости, а не втюхать читателям издания новый пылесос или путевку на горячие туры. В противном случае ваш пресс-релиз сразу отправится в корзину.
Сообщение должно быть легким для редактирования. Короткие, хорошо структурированные предложения облегчат процесс внесения правок и удержат редакторов от изменений в тексте. Необходимо избегать технического языка и объяснять сокращения. Необходимо излагать факты, а не эмоции. В случае публикации статистических данных необходимо их объяснение.  Присутствие в пресс-релизе цитат или фраз с фамилией придает правдоподобия и представляет индивидуальное мнение, очеловечивает пресс-релиз;
Используйте программу проверки орфографии. Опечатки встречаются часто. Сложно читаемые предложения - тоже. MS Word в помощь;
Используйте социальная значимость. Содержание должно иметь отношение к аудитории издания, затрагивать ее жизнь. Чем больше новость затрагивает интересы читателей, тем больший интерес она представляет для журналиста. Одним из приемов усиления социальной значимости является локализация события —  показ его значения для аудитории издания.
Можно сделать выжимку для "тела письма". Большинство релизов рассылается в форматах MS Word или pdf. Многие журналисты не открывают файлы. Сделайте краткий бриф из релиза для вставки в "тело письма". Это повысит вероятность прочтения;
Используйте социальные медиа. У вас есть блог. Разместите там релиз;
Не звоните репортеру через 10 минут после отправки!


Чем с большим усердием составлен пресс-релиз, тем больше шансом вам «засветиться в новостях».                

Примеры тем для пресс-релиза:

Сообщения о  появление новых фирм, предприятий, организаций; о разработке новых программ или выпуске новых версий; проведении семинаров, презентаций, пресс-конференций, конкурсов; об участии в выставках; поставке новых уникальных видов оборудования; открытии новых интернет-ресурсов; проведении конкурсов и викторин; изменение объема продаж, рост прибыли (только для крупного бизнеса), слияния/разделения с другими компаниями, открытие филиалов;  открытиях в мире науки;исследованиях и разработках; о появление новой продукции и новые проектов; о социально-значимых, благотворительных акциях и спонсорской деятельности; начало или завершение проекта (победа в тендере, заключение крупного контракта, выполнение работ по проекту (тоже только для больших компаний или с большими суммами ).

После отправки пресс-релиза можно еще раз связаться с репортером и уточнить получил ли он ваш текст. Делать это стоит только один раз для каждого сообщения, а само количество релизов не должно превышать разумных пределов, иначе вас могут просто послать в …  Если же вы нашли общий язык с новостником и ваш текст действительно интересен, то возможно ваше сотрудничество станет долгосрочным. Ну а если вдруг ваша информация оказалась очень важной в настоящий момент, то возможно редакция захочет сделать репортаж об описываемом вами событию.



 При подготовке использовались помимо знаний автора следующие материалы:

http://www.seostuff.org.ua/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%8B-seo/

http://mediart.ru/blog/internet/597-1-kak-pisat-press-relizi-dlya-normalnih-zhurnalistov.html

http://www.yablonskikh.ru/?p=585

http://prweb.com.ua/blog/press-relizy/86.html

http://www.treko.ru/show_article_1188

http://pr-study.ru/advice/press.php

http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=57a5d11e-6932-4790-85a4-6b84fb801385

Комментариев нет:

Отправить комментарий